Подвижные игры для детей
Что может быть прекрасней и естественнее бега?
Любая подвижная игра включает бег. Практически каждый игровой вид спорта основан на беге или быстром перемещении.
Занимаясь, подвижными играми дети учатся взаимодействию друг с другом, развивается ловкость, быстрота реакции, координация движений.
Соблюдайте во время занятий технику безопасности. Бегать и прыгать детям можно только там, где нет острых углов, нескользкий пол. С мячом лучше играть на лужайке выстланной невысокой травой.
Подвижные игры для детей 5 -12 лет
Польза подвижных игр
То, что активные игры оказывают положительное влияние на организм маленького человечка (да и большого тоже) – факт доказанный. Но мы все же напомним, чем полезны подвижные игры для детей:1. Игры с активными двигательными элементами – это способ укрепить у ребенка мускулатуру, развить ловкость и гибкость. Поскольку подвижные игры можно в какой-то мере считать физкультурой, их влияние на растущий организм подобно влиянию физических упражнений. То есть все органы и системы ребенка активизируются, а их работа улучшается;
2. Возможность выплеснуть таким образом кипящую детскую энергию, а также снять накопившуюся тревожность и отрицательные эмоции делают ребенка более спокойным и, как следствие, организованным;
3. Необходимость соблюдать определенные правила и условия в игре, а также взаимодействие с другими ее участниками дают возможность ребенку стать более общительным и инициативным, а также выдержанным, находчивым и решительным;
4. Подвижные игры – это еще и прекрасная возможность ненавязчиво развить у ребенка мышление, память и воображение.
Что уж говорить о подвижных играх на улице, которые помимо всего перечисленного еще и повышают детский иммунитет, что для современного ребенка также немаловажно.
Подвижные игры на улице
Именно с улицей ассоциируется большинство веселых детских игр, сопровождающихся смехом и озорным ребячьим криком. Фантазия маленьких шалунишек неистощима, поэтому им интересно на улице в любое время года. К сожалению, в подвижных детских играх также существует такое понятие, как мода. Поэтому такие любимые нами когда-то «жмурки», «казаки-разбойники», «море волнуется раз», «колечко» - раритет для современных детей. Однако вам ничего не мешает познакомить их друг с другом, возможно несколько усовершенствовав (игры).
Существует еще масса интересных игр, которые позволят вашему ребенку весело и с пользой проводить время на улице. Ну а если вы снабдите его необходимым для улицы «инструментарием» (велосипедом, роликами, мячом, санками и т.п.), вам вообще не нужно будет ничего придумывать – он сам найдет себе активное занятие.
Подвижная игра "Перебежки"
Цель игры: развить выносливость, ловкость и координацию движений.
Количество участников: от 5 человек.
Инвентарь: флажки (или другие предметы, которые можно использовать в качестве ориентиров).
Правила игры:
- На игровой площадке на расстоянии примерно 20–30 метров друг от друга устанавливаются два флажка или других предмета, которые будут служить ориентирами.
- Все участники становятся за первым флажком. По сигналу ведущего игроки начинают перебегать от первого флажка ко второму.
- Задача игроков — как можно быстрее добежать до второго флажка и вернуться обратно. Нельзя долго задерживаться у флажков.
- Тот, кто не смог перебежать площадку и вернулся за линию старта, считается проигравшим. Он выбывает из игры.
- Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Он и будет победителем.
- Можно усложнить игру, добавив препятствия: например, перепрыгивать через верёвку или проходить под ней.
- Ведущий может подавать сигналы свистком или голосом.
- Игру можно проводить как на улице, так и в помещении.
Подвижная игра "Догонялки"
Цель игры: развить быстроту, ловкость, координацию движений.Количество участников: от 3 человек и больше.
Описание: Игру можно затеять в любом дворе и лесной полянке. Дистанция для бега представляет собой овал. Расположитесь на нем, на равном расстоянии. И по сигналу бегите. Тот кто догонит соперников первым тот и выиграл. Но игроки могут быть разные, поэтому самый сильный участник должен догнать слабейшего 2 раза.
Примечание: овальная дистанция для бега может быть ограничена линиями старта и финиша или другими ориентирами.
Подвижная игра "Атака со всех сторон"
Цель игры: развить быстроту реакции, ловкость и внимание.
Количество участников: до 4 человек.
Инвентарь: предмет, который будет целью (например, мяч или игрушка).
Правила игры:
- На игровой площадке на определённом расстоянии (12–30 шагов) от участников ставится цель — предмет.
- По хлопку ведущего все участники бегут к цели, чтобы взять её первым.
- Кто взял предмет первым, тот и победил.
- Можно повторить соревнование несколько раз.
10 кеглей - эстафета
Цель игры: развивить быстроту реакции, ловкость и координацию движений.В эстафете участвуют две команды. Задача участников — как можно быстрее собрать и расставить 5 кеглей. Кегли расставлены на расстоянии 2 метров друг от друга в один ряд.
Правила эстафеты:
- Первый участник команды бежит к кеглям, собирает их и возвращается к старту.
- Второй участник команды берёт кегли у первого участника и расставляет их на прежние места.
- После завершения этапа все кегли должны стоять на своих местах.
- Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее соперников.
Эстафета с картошкой
Цель игры: развивать координацию движений, ловкость и командный дух.Это весёлая и увлекательная игра, которая может стать отличным развлечением на любом мероприятии. В ней могут участвовать две или более команды, каждая из которых состоит из нескольких участников.
Правила игры:
- Каждая команда выстраивается в линию на старте. Первый участник держит ложку с картошкой.
- По сигналу судьи первый участник начинает бежать до определённой отметки и обратно, стараясь не уронить картошку.
- Достигнув линии старта, он передаёт эстафету следующему участнику, который продолжает бег с ложкой и картошкой.
- Игра продолжается до тех пор, пока все участники команды не пробегут дистанцию.
- Победителем становится та команда, которая быстрее всех справится с заданием, не уронив картошку.
Количество кругов можно определить самостоятельно, чтобы игра была более интересной и разнообразной. Также можно добавить дополнительные условия, например, использовать разные способы передачи эстафеты или усложнить задачу, увеличив расстояние между стартом и финишем.
Бег с ложкой во рту
Цель игры: развить координацию движений, ловкость и скорость реакции.
Правила игры:
- В игре участвуют две или более команд. Каждая команда состоит из нескольких участников.
- Перед началом игры участники получают по пластмассовой ложке и теннисному шарику. Шарик помещается в ложку.
- По команде ведущего участники начинают движение, удерживая ложку с шариком во рту.
- Задача участников — как можно быстрее пройти дистанцию, не уронив шарик.
- Побеждает та команда, которая первой закончит этап, не потеряв шарик.
- Если шарик выпадает изо рта участника, он должен остановиться, подобрать его и продолжить движение. При этом команда теряет время.
- Для усложнения задачи можно предложить участникам переносить в ложке воду двигаясь задом наперёд. Это потребует большей концентрации и координации движений.
- Игра продолжается до тех пор, пока все команды не пройдут дистанцию.
- После завершения этапа подсчитываются результаты и определяется победитель.
Веселая зарядка с залом - подвижная игра
Цель игры: создать весёлую и энергичную атмосферу в зале, а также познакомить участников с некоторыми движениями, которые могут быть использованы в зарядке.
Правила игры:
- Игра начинается с приветствия участников и объяснения правил.
- Участники повторяют движения за ведущим. Ведущий проговаривает следующий текст:
Год Дракона проводим рукой (машем рукой)
Год Змеи мы встретим другой (машем другой)
Душу раскроем заветной мечте (разводим руками в стороны)
Здравствуйте, скажем, заветной мечте(говорим)
Топнем ногой, печаль пусть уйдет
Топнем другой, пусть веселье придет
Где у Змейки хвост? Посмотрите.
Хвостиком весело помашите.
Ну-ка друг другу похлопаем дружно.
Всех с Новым годом поздравить нам нужно.
По линии - подвижная игра
Цель игры – пробежать по линии, не оступившись и не упав в «пропасть».Правила игры:
- На земле или асфальте рисуется линия, которая будет служить «тропой». Линия может быть прямой или извилистой.
- Участники игры должны пробежать по этой линии от начала до конца, стараясь не сойти с неё и не упасть.
- Если участник сходит с линии или падает, он выбывает из игры.
- Побеждает тот, кто первым добежит до финиша, не сойдя с линии и не упав.
- Игра может проводиться как индивидуально, так и в командах. В командном варианте участники могут бежать друг за другом или параллельно.
- Для усложнения задачи можно использовать различные препятствия на пути участников, например, перепрыгивать через нарисованные «камни» или обходить «лужи».
- Игру можно проводить на время, чтобы определить самого быстрого участника или команду.
Отменная координация - подвижная игра
Усложняем предыдущую игру и кладем на голову соперников спичечный коробок. Это развивавает координацию движений и равновесие.Цель игры: первым дойти до финиша, не уронив спичечный коробок с головы.
Правила игры:
- Каждый участник получает спичечный коробок и кладёт его себе на голову.
- По команде ведущего участники начинают двигаться к финишу.
- Если коробок падает с головы участника, он должен остановиться, поставить коробок обратно и продолжить движение.
- Побеждает команда, участники которой первыми доберутся до финиша.
- Игра может проводиться как в помещении, так и на открытом воздухе.
- Важно соблюдать осторожность во время игры, чтобы избежать травм.
Веселая подвижная игра "Грозный сторож"
Цель игры: собрать как можно больше монеток или камушков, пока сторож не осалил игрока.Правила игры:
- В центре игровой площадки находится столб, к которому привязана верёвка(3-4 метра). Её держит в руке сторож.
- Вокруг столба разбросаны монетки или камушки - 20-30 штук.
- Игроки пытаются собрать монетки, а сторож должен осалить их. Если сторожу это удалось, игрок выбывает из игры.
- Сторож может передвигаться по площадке, чтобы помешать игрокам.
- Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут осалены.
- Затем выбирают нового сторожа и игра начинается сначала.
"Волки и овцы". Игра между двумя командами
Цель игры:
Овцы должны перебежать на сторону волков, а волки — поймать овец. Побеждает та команда, которая выполнит свою задачу первой.
Правила игры:
- На земле проводится условная линия, разделяющая игровое поле на две части. Одна часть поля принадлежит волкам, другая — пастуху и овцам.
- Команда волков и команда овец располагаются на своих половинах поля.
- По команде ведущего игра начинается. Волки хотят есть и поэтому, постоянно прибегают к вылазкам на чужую территорию.
- Задача волков осалить овец, а пастуху - волков. Осаливать можно касанием рукой. Пойманные игроки выбывают из игры
- Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не достигнет своей цели.
- Если волки осалили всех овец или пастух поймал всех волков, то игра заканчивается досрочно.
- Игроки могут придумывать различные тактики и стратегии для достижения победы.
- Игра должна проходить в безопасной обстановке, без причинения вреда участникам.
Командная игра для мальчиков "Любишь кататься - люби саночки возить"
Цель игры: развить командное взаимодействие, силу и выносливость.Правила игры:
- Участники делятся на команды по два человека в каждой. В команде участники подбираются по силе.
- На площадке отмеряется расстояние около 20 метров. Это дистанция, которую будут преодолевать участники.
- По очереди каждая пара участников преодолевает дистанцию: один участник везёт другого до конца дистанции, затем они меняются ролями и возвращаются обратно.
- Побеждает команда, которая быстрее всех справится с заданием.
- Если во время преодоления дистанции один из участников падает или сходит с дистанции, паре начисляются штрафные очки.
- Игра продолжается до тех пор, пока все пары не пройдут дистанцию.
- После завершения игры подсчитываются штрафные баллы каждой команды и определяется победитель.
Игра в парах "Тяни-толкай"
Цель игры: развить координацию движений, скорость и выносливость.Правила игры:
- Игроки делятся на пары. Пары становятся друг к другу спиной и сцепляются локтями.
- По команде ведущего игроки начинают движение вперёд. Сначала бежит первый игрок лицом вперёд, а второй игрок — спиной.
- После пересечения финишной линии игроки меняются ролями и возвращаются обратно.
- Побеждает пара, которая быстрее всех справится с заданием.
Игра на ловкость "Ныряй в обруч"
Цель игры: развить ловкость и координацию движений.
Правила игры:
- В игре участвуют два или более игрока.
- На расстоянии в 30 метров располагаются несколько обручей.
- Игроки по очереди бегут к первому обручу, стараясь на ходу пролезть через него.
- Если игрок сбивает мишень (обруч), то он начинает с места аварии. При этом у него отнимают одно очко от общего достижения.
- Побеждает тот, кто сможет нырнуть в наибольшее количество обручей, не сбив ни одного.
Подвижная игра "По извилистому пути"
Цель игры: прогнать обруч между городками змейкой, не зацепив ни одного и выполняя с ним различные пируэты.
Правила игры:
- Для игры понадобится несколько участников и один обруч.
- На площадке нужно обозначить путь, по которому будет двигаться игрок с обручем.
- Задача игрока — прокатить обруч по извилистой дорожке, огибая препятствия (например, установленные в ряд кегли или городки).
- Во время движения можно выполнять различные трюки и пируэты с обручем, но нельзя допустить, чтобы обруч упал или задел какое-либо препятствие.
- Побеждает тот, кто успешно пройдёт всю дистанцию, выполнив все условия.
"А теперь забудь о том, что ты умеешь бегать" - игра - эстафета
Цель игры: первым добраться до финиша, соблюдая правила.
Правила игры:
- В игре участвуют две команды или более.
- Участники каждой команды по очереди проходят дистанцию в 30–40 метров.
- Задача каждого участника — пройти дистанцию как можно быстрее, но не бегом, а шагом. Если участник отрывает от земли сразу обе ноги, это считается бегом, и судья удаляет его с поля.
- Побеждает команда, которая первой закончит прохождение дистанции всеми участниками.
Эстафета "Бег в мешке"
Цель игры:
Победить в эстафете, преодолев все препятствия и передав мешок следующему участнику команды первым.
Правила игры:
- В игре участвуют две команды.
- Игроки надевают на ноги мешки.
- Преодолевают препятствия: перепрыгивают через табуретку, пролезают под планкой.
- После направляются к финишу.
- На финише снимают мешок и бегут к команде, чтобы передать его другому участнику.
- Выигрывает команда, которая первой пройдёт эстафету.
Игра Собери огурцы
Вместо огурцов используются каштаны в колючей кожуре.Цель игры: собрать как можно больше каштанов в свою корзинку.
Правила игры:
- Дети делятся на команды и получают корзинки и рукавички.
- Под музыку дети должны собрать разбросанные каштаны.
- Собирать каштаны можно только в рукавичках, чтобы не пораниться о колючую кожуру.
- Выигрывает команда, которая соберёт больше всего каштанов.
Командная игра "Вытяни репку"
Цель игры: первой выполнить задание – вытянуть репку, то есть прибежать к команде последнему участнику с кеглей в руках.
Правила игры:
- В игре принимают участие две команды по 6 человек.
- Участники команд становятся друг за другом на линии старта.
- Первый участник – дед – начинает игру. Он бежит до финиша и возвращается обратно.
- Далее каждый участник по очереди обегает кеглю и возвращается к своей команде.
- Последний участник – мышка – должен подобрать кеглю и прибежать с ней к команде.
- Выигрывает команда, первой выполнившая задание.
Игра веселый шаробол
Цель игры: забросить мячи своего цвета в отверстие быстрее соперников.
Правила игры:
- Участники делятся на две команды — синих и белых.
- Команды получают игровое поле(одно поле на две команды), сшитое из двух цветов ткани, с отверстием в центре.
- Ведущие выбрасывают на игровое поле мячи двух цветов (синие и белые).
- Участники подбрасывают мячи так, чтобы они попали в центр.
- Задача команды синих — быстрее забросить синие мячи, белых — белые.
- Выигрывает та команда, которая быстрее забросит все свои мячи.
Игра эстафета между предметами
Цель игры: развить ловкость, координацию движений и умение работать в команде.
Правила игры:
- Играют две команды. Количество играющих — до 10 человек.
- На голову участников надеваются разноцветные колпачки. В руках можно держать всё что угодно, в зависимости от тематики мероприятия.
- Предметы подвешиваются на верёвку и растягиваются на расстояние пробежки играющих от старта к финишу. Можно использовать любые атрибуты по теме игровой программы.
- Задача: змейкой пробежать от старта к финишу, при этом не зацепить ни одного висячего предмета и не уронить колпачок с головы.
Музыкальная игра "Цветы и пчелки"
Цель игры: развить у детей чувство ритма и скорость реакции, а также научить их работать в команде.
Правила игры:
- На полу раскладываются цветы из картона. Их количество на один меньше, чем участников, играющих роль пчёл.
- Под музыку дети изображают полёт пчёл вокруг цветов.
- Когда музыка останавливается, задача пчёл — быстро занять место на цветке. Тот, кому не хватило цветка, выбывает из игры.
- Игра продолжается до тех пор, пока не останется только один участник — победитель.
Подвижная игра «Веселый футбол»
Цель игры: провести мяч от старта к финишу и обратно, используя огромные трусы.
Правила игры:
- Игра «Весёлый футбол» проводится на спортивной площадке или в спортивном зале.
- Для игры необходимо пошить огромные трусы для каждой команды.
- Участники делятся на две команды с равным количеством игроков.
- Каждая команда надевает огромные трусы и выбирает капитана.
- Задача команд — прогнать мяч от старта до финиша и вернуться обратно. Мяч можно передавать друг другу, но нельзя брать его в руки.
- Команды могут несколько раз переодевать трусы во время игры.
- Побеждает команда, которая первой справится с задачей.
Подвижная эстафета «Нарисуй-ка море»
Цель игры: развить у участников командный дух, творческие способности и умение работать в команде.
Правила игры:
- Участники делятся на команды.
- На финише расположен мольберт, на котором необходимо нарисовать море, корабль, облака и т. д., всё по морской тематике.
- Задача игроков — по очереди подбегать к мольберту и проводить одну линию, после чего нужно вернуться в команду. Следующий участник продолжает эстафету.
- Побеждает самая быстрая команда.
- Лучший рисунок даёт команде ещё один балл
Игра "Перенести стулья"
Цель игры: первой команде перенести все свои стулья к финишу и обратно, не используя при этом руки.
Правила игры:
- В игре участвуют две команды с равным количеством участников.
- Каждая команда получает одинаковое количество стульев.
- По сигналу ведущего участники команд должны перенести свой стул к финишной черте, а затем вернуться обратно.
- Переносить стулья можно любым способом, но без помощи рук. Например, их можно толкать ногами, переносить на голове или спине.
- Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Конкурс между парами "Разорвать газету в танце"
Цель игры: Развлечься, проявить ловкость и координацию движений.
Правила игры:
- Участвуют две танцевальные пары.
- Каждая пара получает одну газету.
- Пары должны разорвать газету ногами, танцуя на ней.
- Побеждает та пара, которая первой разорвёт газету на большее количество частей.
- Запрещается использовать руки для разрыва газеты.
- Игра проводится под музыку.
Как выбирать участников
- Участники становятся в круг или произвольно располагаются в пространстве.
- Включается музыка, и мяч быстро перемещается по рукам присутствующих.
- Когда музыка останавливается, участник, в чьих руках оказался мяч, становится участником следующей игры.
- Если в игре участвует большое количество людей, то можно провести отбор несколько раз, чтобы определить необходимое число участников.
- Игра проводится до тех пор, пока не будут выбраны все участники.
Подвижная игра "Лесные тропинки"
Цель игры: развить у детей ловкость, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве.
Правила игры:
- На асфальте рисуются разноцветные пересекающиеся линии — это «лесные тропинки».
- Дети выбирают способ перемещения по тропинкам: на корточках, подпрыгивая или задом наперёд. Для этого они вытягивают жребий из «лесной корзинки», где лежат свёрнутые листки бумаги с указанием способа перемещения.
- По команде дети начинают движение по тропинкам к финишу.
- Побеждает тот, кто первым придёт к финишу, соблюдая выбранный способ перемещения.
Подвижные игры для детей 3-4 лет
Чтобы ребенок любого возраста рос и развивался, ему необходимы посильные физические нагрузки. Как увлечь малыша? Конечно, ребята не занимаются на беговой дорожке или велотренажере.
Все упражнения с ними в группе детского сада, развивающем клубе или просто на прогулке во дворе проводятся в игровой форме.
Подвижные игры для детей 3-4 лет играют роль физкультуры, а также помогают сплотиться коллективу.
Особенности игр для детей 3-4 лет
• Детям трудно усваивать мудреные задания, у них еще нет стремления быть победителем. Поэтому игры строятся на выполнении простых действий в ответ на кодовое слово ведущего.
• Сюжеты могут подразумевать разделение деток на группы — тех, кто ловит, и тех, кто убегает. Иногда выделяют одного участника с особенной ролью — водящего или подающего сигнал к началу и окончанию игры.
• Часто в сценарии присутствует разделение территории на безопасную для отдыха (домик для мышки, аэродром для самолёта, место для котёнка) и условно опасную, где ребята быстро бегают.
• Малышам предлагается ассоциировать себя с движущимся животным или транспортным средством, при этом изображая похожую позу и звук.
Примеры подвижных игр для детей 3-4 лет
Игра «Мыльный пузырь»
Цель игры: развитие чувства ритма, умения действовать по команде, согласовывать свои действия с действиями других игроков.
Правила игры:
- Воспитатель и дети замыкают круг, взявшись за руки.
- Под строки «Надувайся, пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся» ребята отходят всё дальше из центра, разводя руки шире и шире.
- Когда ведущий командует «Лопнул!», все громко хлопают в ладоши и садятся на корточки.
- По команде воспитателя «Полетели!» большой мыльный пузырь распадается на много маленьких: каждый участник, изображая руками круг, хаотично перемещается по игровой зоне.
Подвижная игра «Самолетики»
Цель игры: развитие двигательной активности, координации движений и воображения у детей.
Правила игры:
- На площадке или в зале есть «аэродромы», отмеченные флажком, обручем на полу или кубиком. «Самолёты» распределяются по своим аэродромам.
- По команде «Готовься!» дети наклоняются, изображая заправку самолёта.
- На сигнал «Заводи мотор!» ребята машут руками перед собой.
- На слова «Расправляем крылья и взлетаем» — широко разводят руки в стороны и начинают бегать по игровой зоне, громко жужжа двигателем.
- Когда воспитатель говорит «На посадку!», самолёты возвращаются к своим аэродромам.
Игра «Трамвай»
Цель игры: развитие навыков командной работы, координации движений и внимания.
Правила игры:
- Дети встают друг за другом в колонну, держась одной рукой за длинный шнур, на конце которого привязан колокольчик. Замыкающий в шеренге играет роль кондуктора.
- По сигналу ведущего «кондуктор» звонит в колокольчик, и трамвай отправляется в путь.
- Взрослый говорит, когда трамвай едет быстрее, медленнее, поворачивает или высаживает пассажиров.
Подвижные игры для детей 4–5 лет
Дети растут и меняются невероятно быстро. Всего за год они становятся совсем шустрыми – быстрее бегают, лучше обращаются с предметами. У них развито внимание к речи взрослого – теперь воспитателю не приходится повторять до 5 раз свою просьбу, чтобы малыш его услышал.
Подвижные игры для детей 4-5 лет продолжают физическое развитие ребят – они приобретают ловкость и выносливость. Кроме того, лучше стали навыки общения со сверстниками, особенно у детей, долгое время пребывающих в коллективе. Теперь малыши с удовольствием освоят игры, где соревнуются команды.
Чему уделить особое внимание:
• Подвижные игры должны быть безопасны. Конечно, все ребята в этом возрасте страдают от «асфальтной болезни», но пара синяков на коленках не страшна. Осмотритесь на площадке для активных игр: нет ли гвоздей, битого стекла, крупных камней, острых веток. Заранее очистите территорию от них.
• Дети с удовольствием принимают интеллектуальный компонент в игре. Пусть в сюжет будут задания на развитие смекалки, причинно-следственных связей, логики.
• Малыши с удовольствием освоят эстафеты. Они будут очень эмоционально болеть за свою команду – прыгать от радости в случае победы и расстраиваться при поражении. Так ребята осваивают новые социальные роли.
Младшим дошколятам очень сложно усидеть на одном месте. Да и не нужно, ведь двигательная активность залог психического и физического здоровья карапузов. Но чтоб коллектив не превратился в шумный «муравейник» педагогу стоит предложить малышам упорядоченные и полезные подвижные игры для детей 4–5 лет.
Во время активных развлечений малыши могут в фантазиях перевоплощаться в зверюшек, любимых мультяшных или сказочных персонажей. Сюжет должен быть интересным, но при этом не слишком запутанным, ведь дети еще малы.
Примеры подвижных игр для детей 4-5 лет
Игра «Ястреб»
Цель игры: развить у детей быстроту реакции, ловкость и внимательность.Правила игры:
- Среди малышей выбирают ястреба с помощью считалки. Все остальные дети становятся мышами, на которых охотится хищник.
- Ястреба ставят впереди ребят и запрещают ему оглядываться.
- Мышек разбивают на пары и дают им в руки комки свёрнутой бумаги (импровизированные камни).
- По свистку мышата разбегаются в разные стороны. Ястреб пытается их поймать. Жертва хищника сама становится ястребом.
- В хищную птицу можно попасть комком бумаги. Если игрок попал, то сам становится ястребом, а поверженный хищник выходит из игры.
Подвижная игра «Ручеек»
Цель игры: развитие ловкости, координации движений и умения работать в команде.
Правила игры:
- Для игры нужен кусок материи шириной 1 метр и длиной 2 метра.
- Ткань кладут на землю, чтобы получился «ручеёк».
- Дети по очереди перепрыгивают через «ручей», стараясь его не коснуться. Для начала ткань можно сложить по-полам — узкий ручей.
- Ручеёк постепенно делают шире, разворачивая ткань. Так дети тренируют навык прыжков с места.
- Важно показать детям, как правильно приземляться на полусогнутые ноги.
Игра «Цветные машины»
Цель игры — закрепить у ребят знание основных цветов, потренировать зрительную память и научить действовать согласно словесной инструкции.
Правила игры:
- Для игры нужно подготовить флажки разных цветов и соответствующие им кольца. Последних должно быть столько сколько игроков.
- Малыши на одной стороне игрового поля изображают машины в гараже. Стоят, держась за баранки — кольца.
- Ведущий поднимает вверх цветной флажок. Ребята, у которых круг соответствует цвету флажка, «едут» вперёд, гудят, двигаясь по оси
- Флажок опускается, и автомобили прячутся в свой домик.
- Игру можно усложнить, поднимая одновременно несколько флажков.
Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции и знаний о съедобных и несъедобных предметах.
Правила игры:
- Количество участников не ограничено. Игра подходит для одного ребёнка и взрослого.
- Ведущий (взрослый или ребёнок) бросает мяч игроку, называя предмет.
- Если предмет съедобный, игрок должен поймать мяч. Если нет — отбросить.
- Игроки могут меняться ролями.
- Чтобы усложнить задачу, можно подбирать созвучные слова: «лягушка», «игрушка», «ватрушка» и т. д.
Командная игра «Кенгуру»
Цель игры: развить у детей ловкость, координацию движений и умение работать в команде.
Правила игры:
- Ведущий распределяет участников на 2–3 команды и помогает детям выстроиться в колонны перед линией старта.
- Первый в колонне зажимает коленками спичечный коробок или аналогичный небольшой предмет и вместе с ним прыгает до условленного места (стул, кубик).
- Играющий выкрикивает «Я кенгуру!» и таким же образом или бегом возвращается к своей команде, передавая коробок следующему в колонне.
- Если коробок падает на пол во время прыжка или при передаче, то участник должен поднять его, вернуться на то место, где упал коробок, и оттуда продолжить движение.
- Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
- Если эстафета проводится в помещении, можно включить весёлую музыку для настроения.
Игра «Сбор урожая»
Цель игры: развитие мелкой моторики, координации движений и внимания у детей.
Правила игры:
- На игровой площадке рассыпают разноцветные шарики.
- Взрослый просит собрать их в корзину.
- Задание можно усложнять: разделить детей на команды (кто больше урожая соберёт), попросить ребят разделить шарики по цветам или вынести на игровую площадку преграды, которые ребёнок должен преодолевать — скамейку, кубики.
- Побеждает тот, кто соберёт больше шариков или выполнит задание быстрее всех.
Как видите, в подвижных играх для детей 4-5 лет появляется элемент соперничества. Дети совершенствуют скорость, реакцию, выносливость. Кроме того, сюжеты игр имеют интеллектуальный компонент – задачи на логику и развитие речевых навыков.
Активные игры дома
Однако активные игры – это занятие не только для улицы. Организовать активный досуг ребенка можно и в условиях квартиры. Конечно же, такое веселье в условиях «закрытого пространства» чревато осложнениями в виде беспорядка и сломанных или разбитых вещей, но все же есть случаи, когда без него не обойтись.
К примеру, когда вы хотите оторвать от компьютера или телевизора ребенка в «нелетную» погоду. При этом активные игры могут быть частью развлекательной программы детского дня рождения. В этом случае вариантов активно разнообразить детский досуг также немало. Мы должны помнить о соблюдении техники безопасности.
Приведем примеры нескольких таких игр:
Игра «Шарик»
Цель игры : развлечься и повеселиться, проявив свою ловкость и быстроту реакции.
Правила игры:
- Из всех присутствующих выбирается ведущий.
- Ведущий подбрасывает вверх надутый шарик.
- Пока шарик в воздухе — у всех полная свобода действий.
- Когда шарик коснётся пола — все должны замереть.
- Кто не успел замереть до того, как шарик коснулся пола, тот выбывает из игры.
Игра «Ромашка»
Цель игры: Развлечься, повеселиться и узнать друг о друге что-то новое.
Правила игры:
- Нужно вырезать из бумаги цветок ромашки с количеством лепестков, равным количеству участников игры.
- Под каждым лепестком пишется какое-то забавное задание, которое придется выполнять тому, кто этот лепесток оторвёт.
- Участники по очереди отрывают лепестки ромашки и выполняют задания, написанные на них. Задания могут быть разнообразными: от простых (например, рассказать анекдот) до более сложных (например, изобразить животное).
- Игра продолжается до тех пор, пока все лепестки не будут оторваны.
- Можно установить ограничение по времени для выполнения заданий, чтобы игра проходила динамично и интересно.
- В конце игры можно подвести итоги и выбрать самого весёлого или самого креативного участника.
Игра «Крокодил»
Цель игры — отгадать слово, которое показывает участник одной из команд.
Правила игры:
- Игроки делятся на две команды.
- Одна из команд загадывает слово и выбирает участника из команды соперника, который будет его показывать. Этот участник должен жестами объяснить своей команде загаданное слово, не используя звуки.
- Другая команда пытается угадать это слово. На объяснение даётся ограниченное время.
- Если слово угадано, то команда, которая его отгадала, получает очко. Затем команды меняются ролями.
- Побеждает та команда, которая наберёт больше очков.
Возможно, вам придется приложить немало усилий, чтобы доказать вашему компьютерному гению или домоседу, что активное времяпрепровождение – не менее интересное занятие. Но это не должно вас останавливать, если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок вырос здоровым и общительным.