Как развивать креативное мышление у ребенка
Современный мир меняется очень быстро. Появляются новые профессии и технологии. Нашим детям уже не нужно владеть большим количеством информации, все можно найти. Гораздо важнее критическое мышление и креативность. Что это за новая компетентность, о которой все говорят, и как развивать ее у ребенка в домашних условиях?
Креативность – это умение мыслить нестандартно, придумывать что-то новое, чего не было раньше. Это не обязательно изобретательность, хотя и она тоже, это скорее образ мышления, при котором ситуация видится со всех сторон, а проблема воспринимается не как сложность, а как задача. Это возможность найти нестандартный подход, когда выбираешь не первое пришедшее в голову решение и идешь на нежелательный компромисс, а анализируешь все обстоятельства, исходные данные, видишь разные ресурсы и пути и выбираешь оптимальный.
Так же под креативным мышлением понимают наличие у человека таких качеств, как смелость и самостоятельность в принятии решений, умение переживать неудачи и использовать их, как опыт, хорошее воображение.
Зачем развивать креативность у ребенка? Во-первых, потому, что в скором времени все что могут делать машины, будут делать они. Компьютеры быстрее считают, хранят больше информации, чем человеческий мозг и т. д. Скоро креативность станет основным и самым востребованным навыком, необходимым для того, кто хочет добиться успеха в карьере. Во-вторых, креативное мышление очень помогает в обычной жизни. Человек ежедневно сталкивается с массой жизненных задач, не имеющих одного, прописанного где-то в учебнике, решения.
Можно ли развить такое творческое мышление? Конечно! Для занятий с детьми существует множество увлекательных и простых игр на развитие воображения. Вот некоторые из них:
1. Друдлы. Пожалуй, самая известная игра на развитие фантазии. Есть покупной вариант, или можно скачать картинки из интернета. Дети рассматривают эти абстрактные изображения и придумывают несколько вариантов, что это может быть. Можно так же дорисовывать и играть - кто придумает больше. В качестве друдлов можно использовать облака, листья, камни. Смотрите вокруг и фантазируете! Кто-то увидит в этом облаке дракона, кто-то дерево, а кто-то волшебный замок.
2. Игры на общее и различия. Прекрасный способ «размять» мозг – это взять два любых, никак не связанных на первый взгляд предмета и придумать, что у них общего. Может, они оба желтые или начинаются на одну букву, или ими можно копать, или они оба из дерева. Не ограничивайте себя! Так же можно искать 10 общих черт и 10 отличий у любых животных или предметов.
3. Отличная игра, которая помимо креативности развивает позитивный взгляд на мир и учит слышать иную точку зрения, – это игра «хорошо-плохо». Возьмите любое событие или явление и придумывайте по очереди, что в нем хорошего и что плохого. Например, гости – это хорошо или плохо? С ними весело, интересно – это хорошо. Но после гостей приходится долго убираться, может быть шумно – это плохо.
4. Интересная игра – «для чего это нужно?». Можно взять любой предмет дома или на улице и придумать ему небанальное применение. Например, что можно еще делать ложкой, кроме еды? Или для чего можно использовать фонарь?
5. Хорошие игры для детей школьного возраста – игры со словами и книгами. Из нескольких случайных слов, придуманных или взятых из книги, можно сочинять рассказы, придумывать интересные ассоциации. Начните рассказывать историю и пусть ребенок придумает конец. Или, читая книгу, обсудите как поступили герои, какие сложности были перед ними, что они придумали для их решения, что еще можно было бы сделать и как бы все закончилось в этом случае.
6. Отличное развитие креативного мышления – это рисование. Можно рисовать каляки-маляки и превращать их в каких-то животных, дорисовывать объекты из разных геометрических фигур, придумывать фантастических существ и инопланетян. В последнем случае отлично поможет игральный кубик. Сколько выпадает на кубике - столько рисуйте ему глаз, лап или ушей. Послушайте классическую музыку и попробуйте ее нарисовать.
7. Поиграйте в превращения! Пусть ваш малыш представит себя деревом, кастрюлей с супом или пылесосом. Можно закрыть глаза и начать рассказывать, что с тобой происходит, когда тебя включают в розетку или ставят на газ, что ты «чувствуешь» при этом.
8. Игра «изобретатели». Берем любой объект в поле зрения или первый, который придет в голову, и описываем его свойства. Например, солнце. Какое оно? Горячее, желтое, светящееся, большое. Теперь берем любой другой предмет и наделяем его свойствами первого. Например, стул. Что будет если стул горячий? Может, это сидение с подогревом? А если большой? Может, это украшение в парке?
Ну и, наконец, нестандартное мышление – это образ жизни! Попробуйте менять иногда привычки, ходить другими дорогами, писать и кушать другой рукой, представлять себя на месте другого человека, ставить свой мозг в некомфортные условия. Найдите сами удовольствие в решении сложных задач и развивайте воображение вместе! Вы сами не заметите, как ваша жизнь станет увлекательным и манящим приключением!
