Особенности развития речи у детей с ЗПР
Особенности работы логопеда с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)
Работа логопеда с младшими школьниками, страдающих ЗПР, часто довольно длительна, поскольку требует не только коррекции и развития у детей устной и письменной речи, но и целенаправленного формирования в них целого ряда психических процессов. Развитие познавательной и речевой активности учащихся делает процесс коррекции более успешным именно из-за роли в коррекционном процессе самого ребенка.
Методы повышения познавательной и речевой активности на логопедических занятиях
Работа логопеда с детьми, страдающими ЗПР, направляется на развитие у них разных сторон психической сферы и речевой системы. Для формирования у детей познавательной и речевой активности, позитивного отношения и интерес к логопедическим занятиям, целесообразно:
- Логопед работает с детьми с ЗПР, чтобы помочь им развить разные аспекты психики и речи. Чтобы дети были более заинтересованы в занятиях и активнее участвовали в них, логопед может использовать разные подходы и приёмы:
- Разнообразить занятия, чтобы создать творческую атмосферу и вызвать у детей интерес к тому, что они будут делать. Это поможет детям почувствовать новизну и привлекательность заданий.
- Чаще переключать детей с одного вида деятельности на другой, чтобы они не уставали и не теряли интерес. Для этого можно использовать неожиданные моменты, игры, шутки и т. д.
- Использовать познавательные задачи, которые помогут детям развить внимание, интерес к учёбе, научиться решать проблемы и быть настойчивыми. Такие задачи также способствуют формированию умственных и речевых навыков.
-Последовательно усложнять задания, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным. Важно, чтобы дети прилагали усилия, но при этом задания были им по силам.
- Создавать ситуации, в которых дети будут активно участвовать в коррекционной работе, предложенной логопедом. Это поможет им развить навыки саморегуляции и самоконтроля.
Развитие навыков письменной речи на логопедических занятиях
Так, на логопедических занятиях с детьми значительное внимание уделяется формированию у них навыков письменной речи. Если дети уже могут прочитать короткий текст, им можно предложить прочитать загадку, из отдельных букв составить слово - отгадку, дописать в словах в тексте пропущенные окончания.
Нежная звезда снежно-бел ...
Детям интересно, когда каждый угадывает свою загадку, самостоятельно редактирует текст, потом выразительно прочитывает свою загадку другим. Такие задачи вызывают интерес, это помогает создать творческую атмосферу на занятии, а логопеду решать несколько коррекционных задач одновременно: улучшать технику чтения учащихся, упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными, в звуко-буквенном анализе и синтезе слов.
Последовательность коррекционных задач в работе с младшими школьниками с ЗПР
В работе с младшими школьниками с ЗПР логопеду необходимо использовать коррекционные задачи в определенной последовательности, с ростом степени сложности задач по характеру речевого материала, предлагаемого детям, по характеру практических и умственных действий, которые будут выполняться учениками, по степени их самостоятельности при выполнении заданий. Если сначала ребенку предлагается прочитать слова, определив в них правильный порядок слогов, то в дальнейшем задача усложняется тем, что ученику надо сначала выделить склады, переставить их в словах, прочитать слова, с "исправленных" слов составить предложение.Создание стимулирующих ситуаций для развития познавательной и речевой активности
Учитывая психофизиологическое развитие детей с ЗПР, педагогу необходимо создавать такие ситуации, которые в наибольшей степени стимулируют познавательную и речевую активность детей, развивают у них навыки саморегуляции и самоконтроля.Задачи для повышения познавательной активности и самостоятельности младших школьников
Повышению познавательной активности и самостоятельности младших школьников способствуют такие задачи, требующие от ребенка самостоятельной проверки чьей-то работы, написанного кем-то письма или произведения. Так, например, детям предлагается прочитать текст, найти в нем ошибки, исправить их. С целью повышения уровня самоконтроля следует использовать карту для проверочных действий, в которой можно знаком + замечать исправлены ошибки (в данном задании в соответствии с правилом о написании слов с большой буквы), классифицировать их, что в целом улучшает качество выполнения учащимися предложенной работы и овладение ими определенной орфограммы.


Викторины для детей с ответами
Викторины для широкой аудитории
Сценарии мероприятий для детей
Сценарии детских дней рождения
Концерты и сценические мероприятия
Сценарии внеклассных мероприятий
Игровые уроки английского языка
Сборник игр для детского праздника
Пошаговая инструкция проведения детского праздника
Мы в соцсетях: