Развивающие игры для детей
Маленькие дети как губка впитывают новые знания и умения, для них мир наполнен открытиями, и очень важно, чтобы ребенок развивался гармонично.
По этой причине с ним нужно играть как в подвижные игры, отвечающие за хорошую физическую форму, так и в игры, которые развивают речь, внимание, реакцию, мышление. К сожалению, в наше время многие родители открывают такие игры на компьютере и считают, что их обязанность выполнена.
Люди, которые сами воспитывались до массового появления компьютеров, смартфонов, иных гаджетов и интернета, очень быстро забыли, что существует огромное количество контактных игр с ребенком, способных не просто развлекать детей, но и обучать и развивать их.
Раньше о таких играх выпускали большие книги, рассказывали друг другу, делились правилами, вместе играли, получая удовольствие от общения. Сейчас при попытке найти в интернете игры для детей поисковики выдают сплошь ссылки на сайты с онлайн-играми для мальчиков и девочек. Как будто реальная жизнь полностью подмята виртуальной.
Тем не менее, для нормального формирования ребенка как личности ему необходимы не компьютерные программы, пусть даже самые умные и продвинутые, а общение с живыми людьми, которые в игровой форме научат его всему необходимому.
Да и в качестве подсобных материалов во время такого взаимодействия лучше брать старые добрые игрушки и книги, например, с азбукой, с раскрасками, с паззлами и т.д., чем открывать те же игры на компьютере. Очень важно задействовать все органы чувств маленького человека, включая получение тактильных ощущений, чего не может дать ни одна компьютерная система, даже снабженная очками виртуальной реальности.
С ребенком любого возраста необходимо проводить как можно больше времени, постоянно общаясь с ним и в игровой форме прививая те или иные навыки. Ниже мы собрали несколько игр для маленьких детей, способных развивать их внимание, воображение, память, логику, коммуникативные возможности.
Помимо явной пользы, это еще и просто хороший вариант для увлекательного времяпрепровождения и общения с ребенком. В эти игры можно играть вдвоем или в компании детей одного возраста.
И последнее очень важное замечание, прежде чем представить лучшие игры для маленьких детей. Помните, что игра как таковая ценна для ребенка сама по себе, однако вы всегда можете дополнительно стимулировать его не только получением ярких положительных эмоций, но и похвалой, а также какими-то призами или подарками. Особенно актуально это в случае, если игра ведется с несколькими детьми одного возраста. В этом случае также важно, чтобы внимание и призы достались всем вне зависимости от результатов розыгрышей.
Развивающая игра Что пропало?!
Цель игры: развить память, внимание и наблюдательность, речевой навык.
Ход игры:
1. Для игры нужно взять несколько сильно отличающихся друг от друга игрушек. Это может быть деревянный или пластиковый кубик, буква из азбуки, детская книжка, мягкая игрушка, машинка и т. д. Общее количество предметов не должно превышать 10–15 и зависит от возраста ребёнка. Чем младше малыш, тем меньше нужно предметов, вплоть до 3–4 ярких игрушек.
2. Разложите все игрушки на столе в один ряд и дайте ребёнку время изучить предметы и, возможно, даже поиграть с ними.
3. Попросите малыша отвернуться и спрячьте какую-то игрушку или поменяйте местами два предмета.
4. После этого объясните ребёнку, что ему нужно обнаружить изменения и подробно рассказать о них.
Эту игру можно усложнить. После того как ребёнок запомнит расположение предметов, завяжите ему глаза, внесите изменения в набор игрушек на столе и попросите малыша на ощупь определить, какая игрушка пропала. В этом случае игра даст ребёнку опыт соотнесения зрительной информации с тактильным восприятием предметов, а также будет развивать навык восприятия формы и материала предмета.
Задача игроков: найти изменения, которые произошли с игрушками на столе.
Правила игры:
* Игру можно проводить с детьми разного возраста. Количество игрушек зависит от возраста детей.
* Перед началом игры ребёнок должен изучить все игрушки.
* Во время игры нельзя подсказывать ребёнку.
* Если ребёнок затрудняется ответить, можно задать наводящие вопросы.
Описание игрового процесса:
В начале игры взрослый раскладывает перед ребёнком несколько игрушек. Ребёнок изучает их и запоминает их расположение. Затем взрослый просит ребёнка отвернуться, прячет одну игрушку или меняет местами две игрушки. Задача ребёнка — обнаружить эти изменения и рассказать о них взрослому.
Если ребёнок легко справляется с этой задачей, игру можно усложнить: завязать ребёнку глаза и попросить его на ощупь определить пропавшую игрушку.
Игра Найди меня!
Цель игры: найти спрятанную игрушку.
Ход игры: участники выбирают одну игрушку, после чего ведущий прячет её. Участники отворачиваются и закрывают глаза, а ведущий кладёт игрушку на видное место среди других игрушек. Затем участники приступают к поискам.
Задача игроков: внимательно осмотреть комнату или игровую зону и найти спрятанную игрушку среди остальных.
Правила игры:
* Игрушку можно спрятать только в пределах игровой зоны.
* Ведущий не должен подсказывать участникам, где искать игрушку.
* Участники могут осматривать игровую зону столько времени, сколько им потребуется для поиска игрушки.
Описание игрового процесса: игра начинается с того, что участники выбирают игрушку, которую будут искать. После этого ведущий прячет игрушку, а участники отворачиваются или закрывают глаза. Ведущий может предложить участникам до начала поисков сосчитать до определённого числа или пропеть песенку, чтобы дать себе время надёжно спрятать игрушку. Когда участники готовы, они начинают поиски. Тот, кто первым найдёт игрушку, объявляется победителем.
Развивающая игра "Угадай, что!"
Цель игры: развить координацию движений, память, внимание и умение концентрироваться у ребёнка.
Ход игры:
1. Подготовьте игровую зону: убедитесь, что в детской комнате нет выступающих углов, острых предметов и других потенциальных опасностей.
2. Разложите на полу несколько различных игрушек.
3. Покажите ребёнку, где находятся игрушки, и попросите его запомнить их местоположение и названия.
4. Завяжите ребёнку глаза.
5. Несколько раз покрутите ребёнка вокруг своей оси.
6. Предложите ребёнку собрать игрушки, каждый раз называя найденный предмет.
Задача игроков: найти и назвать все игрушки, которые были заранее спрятаны.
Правила игры:
* Игру следует проводить только в безопасной зоне.
* Во время игры взрослый должен следить за ребёнком и подстраховывать его.
* Ребёнок должен называть каждую игрушку, которую он нашёл.
Игра для детей "Нарисуй словами!"
Цель игры: развитие памяти, внимания, речевых навыков, творческого мышления и расширение словарного запаса у детей.
Ход игры:
1. Выберите картину, репродукцию или иллюстрацию из детской книги с сюжетом или пейзажем с крупными деталями.
2. Рассмотрите выбранную картину вместе с ребёнком, обсудите детали и попросите его запомнить всё, что он увидел.
3. Попросите ребёнка описать картину по памяти. Сначала помогайте ему, направляя повествование.
4. Постепенно уменьшайте свою помощь, чтобы ребёнок сам описывал картину.
5. Предложите ребёнку воспроизвести картину на бумаге с помощью карандашей, фломастеров или красок. Это творческое задание поможет закрепить полученные навыки и развить воображение ребёнка.
Задача игроков: запомнить детали картины и описать их по памяти.
Если ребёнок затрудняется, взрослый помогает ему наводящими вопросами и подсказками.
Развивающая игра для детей "Повтори движение!"
Цель игры: развить внимание, координацию движений, умение сосредоточиться, коммуникативные навыки и фантазию.
Ход игры: стулья по количеству игроков устанавливаются в один ряд. Игроки садятся на стулья, самое правое место занимает ведущий. Задача каждого ребёнка — сосредоточиться на движениях человека справа от себя. Ведущий делает какое-то движение, например, поднимает руку, за ним это движение должен повторить сидящий рядом, затем следующий, и так по цепочке.
Не дожидаясь, когда последний ребёнок повторит первое движение, ведущий может совершать следующее: взяться рукой за нос, наклонить голову, приподнять ногу, встать и т. д. Постепенно усложняются движения и темп игры.
В упрощённом варианте ведущий может стоять напротив игроков и показывать им движения. Разновидность этой игры заключается в повторении эмоций человека. Например, взрослый изображает радость, грусть, озабоченность, страх и т.д., а ребёнок или дети должны повторить эти эмоции как зеркало. Таким образом у детей закрепляются образы и символы, ему становятся более понятны реакции человека.
Задача игроков: внимательно следить за движениями ведущего и повторять их.
Игра может быть усложнена путём добавления новых движений или увеличения темпа игры. Также можно разнообразить игру, попросив игроков повторять не только движения, но и эмоции ведущего. Это поможет детям лучше понимать чувства и реакции других людей.
Игра - Задом наперед!
Цель игры: научить ребёнка читать, развить его речь, внимание, умение концентрироваться и абстрактное мышление.
Как играть:
1. Выберите несколько больших букв из азбуки и составьте из них слово из 3–4 букв, например, «НОС».
2. Попросите ребёнка назвать все буквы в этом слове по отдельности, а затем произнести слово целиком.
3. Затем попросите прочитать слово задом наперёд: сначала отдельно по буквам, потом целиком («СОН»).
4. Постепенно можно брать более длинные слова.
Есть усложнённая версия этой игры. В ней вы не показываете ребёнку слово перед глазами. Сначала он должен произнести короткое слово, затем отдельно буквы, из которых оно состоит, в прямом и обратном порядке. Так тренируется абстрактное мышление и воображение.
Во время игры ребёнок учится читать, развивает речь, внимание и умение концентрироваться.
Игра может быть адаптирована под возраст и уровень подготовки ребёнка. Важно поддерживать интерес и мотивацию ребёнка, поощрять его успехи и помогать при возникновении трудностей.
Это лишь несколько игр, позволяющих развивать различные навыки у ребенка. Общаясь с маленьким человеком, вы и сами можете придумывать игры. Важно, чтобы это было увлекательное занятие и оно дарило положительные эмоции от общения.
Помните, что никакой компьютер не сможет подарить ребенку честные эмоции и польза даже от самых лучших компьютерных программ будет не такой большой, как от контактной игры один на один или в компании детей.